Семиотика кино и проблемы киноэстетики Юрий Лотман. Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию. Другие - только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации светофоры , используемая для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов необходимой информацией для правильного поведения на улице.

Журнальный зал

Пройдя этот путь зарождения семиотических идей, мы можем вновь вернуться к рассмотрению внешних составляющих, которые способствовали зарождению этих идей. Перечислим, как нам представляется, наиболее существенные из внешних параметров: Религиозный - идея соборности, будучи взглядом целого, а не частного, привлекает системные идеи, усиливает тягу к общим теориям, что происходит, к сожалению, в ущерб конкретным анализам и конкретным исследованиям.

Текст научной работы на тему «Семиотика трансгрессии: Ю. М. Лотман как . страх и делает переход границ нежелательным и недопустимым.

, . .

Сканирование 1 , обработка моя Рассматривая русскую культуру как тип культуры с бинарной структурой, осознающей себя лишь в категориях взрыва, Лотман в событиях постсоветской истории усматривает исторический шанс для России"перейти на общеевропейскую систему и отказаться от идеала разрушать"старый мир до основания, а затем" на его развалинах строить новый". Упустить этот шанс Лотман считал"исторической катастрофой". Год Издательство М.:

Keel ja Kirjandus #12 () (co-author – ) .. Страх: семиотика культуры и феноменология (к постановке проблемы). Sign Systems.

Понятие границы Внутренне пространство семиосферы отличается одновременно и неравномерностью и асимметричностью, и, кроме того, представляется как единое и однородное. Другая важная черта — ее семиотическая индивидуальность при наличии конфликтующих структур. Эта индивидуальность выражается в наличии границ семиосферы. Понятие границы — одно из фундаментальных понятий семиотической ограниченности.

Так же, как и само понятие семиосферы, оно имеет абстрактный характер. Граница принадлежит как внешнему пространству, так и внутреннему, внесемиотическому, а, следовательно, она представляет собой билингвиальный механизм, через который осуществляется перевод текстов на другой язык языки , которые находятся за пределами данной семиосферы. Только в результате процесса перевода такие тексты обретают реальность для нее.

Поэтому граница является механизмом, который адаптирует для данной семиотической сферы внешний мир. Граница семиотического пространства является важнейшим функциональным и структурным элементом, определяющим сущность ее семиотического механизма. Функция любой границы заключается в том, чтобы ограничивать проникновение внешнего, фильтровать его, адаптировать и перерабатывать. В этом отношении все механизмы перевода, обслуживающие внешние контакты, входят в структуру семиосферы. Менее абстрактным понятие границы становится, когда культурное пространство имеет ярко выраженный территориальный характер.

В этом случае граница обретает элементарный пространственный смысл.

Ю.М.Лотман

: , . - ,

Лотман Ю.М. О семиотике понятия стыд и страх в механизме культуры // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам, .

Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его"великий немой". Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками.

Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию. Другие - только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации светофоры , используемая для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов необходимой информацией для правильного поведения на улице.

Наконец, есть языки, имеющие и ту и другую форму. Таковы естественные языки понятие естественного языка в семиотике соответствует"языку" в обычном употреблении этого слова; примеры естественных языков - эстонский, русский, чешский, французский и др. Они, как правило, имеют и звуковую и зрительную графическую формы.

Философия символических форм (Барт, Кассирер, Лангер)

Внутри мыслящих миров Статьи. Заметки — Редакторы Н. Шпак Компьютерная верстка С. Пилипенко Компьютерный набор Г. Подписано в печать Плаксин Все права защищены.

Ср. о характерности этого мотива: Лотман М. О семиотике страха в русской культуре // Семиотика страха: Сборник статей. Париж; М.: Европа,

Много лет назад мое увлечение филологией и культурологией в значительной степени началось с работ Юрия Михайловича Лотмана. И если за эти годы я постепенно пришел к выводу, что тартуский структурализм был во многом основан на заблуждении, это понимание не было для меня легким. Тем не менее, несмотря на восхищение Лотманом как человеком и ученым, следует сказать столь однозначно, сколь это вообще возможно: Дело не только в том, что она оказалась неэффективной при рассмотрении многочисленных форм взаимосвязи между текстом и окружающим культурным и социальным пространством, и не только в ее неспособности обеспечить адекватную теоретическую основу при анализе огромного и разнородного материала, собранного исследованиями культуры в последние десятилетия.

Существует и более глубинная причина, так сказать, логико-генеалогического свойства: Современное понимание гетерогенности пространства литературы и контекстуальной обусловленности его значимых элементов находится в радикальном противоречии со структуралистским представлением о языке как обладающем двойным членением, предзаданным набором смыслоразличительных оппозиций и возможностью проведения коммутационного теста с целью идентификации последних1.

Букс Н., Конт Ф. (сост.) Семиотика страха. Сборник статей

Дело в том, что в одном случае движение оказывается связанным с определенным значением в данном случае со значением оскорбления , а во втором оно никакого значения не несет. Всякое общение между людьми и не только между людьми , опирающееся на систему знаков, урегулированных в соответствии с определенными правилами, можно определить как языковое. Изучением этих систем и условий общения с их помощью занимается наука семиотика. Искусство — всегда средство познания и общения.

Семиотика в России. Юрий Михайлович Лотман .. вопрос, как же тогда жила интеллигенция в условиях всеохватывающего страха и репрессий.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства Социопсихологические исследования приводят к выводу, что совершению преступления должно предшествовать изменение личности и установки поведения человека, и есть все основания полагать, что театр и шире - всякое искусство работает в прямо противоположном направлении. Говоря в самом общем виде, психология преступления заключается в превращении другого человека в объект, то есть в отказе ему в праве быть самостоятельным и активным участником коммуникации.

При всем различии идей и обстоятельств, как для нацистского преступника уничтожение заключенных есть мероприятие, то есть деятельность, направленная на безликий объект так и для Раскольникова старуха процентщица - объект, деталь в цепи его рассуждений, а не личность, с которой возможно общение. Даже когда склонный к садизму убийца наслаждается криками и мучениями жертвы, она психологически не становится для него партнером в коммуникации.

Напротив, извращение в том и состоит, чтобы превратить живого человека в объект. Не случайно это часто оказывается со стороны преступника компенсацией за собственную обезличенность. Вопреки романтической традиции, преступники, как правило, не яркие и сильные личности, а обезличенные существа, стремящиеся в акте преступления обменять свою позицию объекта общественных отношений на роль носителя власти, обращающего другого в объект.

Итак, психологической основой преступления в интересующем нас аспекте является разрушение коммуникации.

Семиотика (рассказывает профессор Михаил Лотман)