Ваш комментарий о книге Лакан Ж. Стадия зеркала Выведенное мною на предыдущем нашем конгрессе тринадцать лет назад понятие стадии зеркала, в дальнейшем более или менее вошедшее в обиход французской группы, представляется мне достойным быть лишний раз предложенным вашему вниманию: Опыта, о котором надо сказать, что он ставит нас в оппозицию любой философии, исходящей прямо из . Быть может, среди вас кто-либо вспомнит тот аспект поведения, из которого мы исходим, освещаемый следующим фактом сравнительной психологии: Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика -, в которой для Келера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта. В самом деле, этот акт, далекий от того, чтобы исчерпаться, как у обезьяны, единожды приобретенным контролем над бессодержательностью образа, тут же возобновляется у ребенка в серии жестов, в которых он в игровой форме испытывает отношение принятых на себя образом движений к его отраженному окружению и этого виртуального комплекса к удвояемой им реальности, а именно к своему собственному телу и лицам или же объектам, которые находятся с ним бок о бок. Вплоть до восемнадцатимесячного возраста активность эта сохраняет для нас тот смысл, который мы ей придаем - и который в не меньшей степени выявляет вплоть до настоящего времени остающийся проблематичным либидинальный динамизм, чем онтологическую структуру человеческого мира, каковая вписывается в наши размышления о параноическом сознании. Здесь достаточно понимать стадию зеркала как некую идентификацию во всей полноте смысла, придаваемого этому термину анализом, а именно, как трансформацию, происходящую с субъектом, когда он берет на себя некий образ - на чью предрасположенность к этому стадиальному эффекту достаточно четко указывает использование в теории старинного термина имаго. Ликующее приятие своего зеркального образа существом, еще погруженным в моторное бессилие и зависимость от питания, каковым на этой стадии инфас является младенец, отныне в образцовой ситуации проявит, на наш взгляд, ту символическую матрицу, в которой я оседает в первоначальной форме, прежде чем объективизироваться в диалектике идентификации с другим и прежде чем язык не воссоздаст ему всесторонне функцию субъекта. Эту форму, если мы хотим заставить ее войти в знакомый регистр, стоило бы, впрочем, назвать идеальным я, в том смысле, что она будет еще и источником вторичных идентификаций, чьи функции либидинальной нормализации мы распознаем под этим термином.

13. ЛАКАН И «МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» ДЭВИДА ЛИНЧА

, , -, , . , . , , . Его идеи оказали и продолжают оказывать существенное влияние на клиническую практику психоанализа, а также на психологию, философию, лингвистику, теорию кино и изобразительного искусства, литературную критику, феминистскую теорию.

Историко-философские тезисы о Жаке Лакане Текст научной статьи по . это - бессознательное как предельное понятие, как порог мыслимого, и здесь . в котором присутствуют надежда и безнадежность, страх и решимость.

Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве. Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в г.

При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления. Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.

Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики. В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни.

Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве. Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем - от воображаемого к символическому. У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом. Она представляет собой скорее своего рода психологический процесс, а точнее - онтологический, в котором проявляется субъект в его самоидентификации посредством установления системы подобий.

Эти подобия он начинает осознавать подобно тому, как ребенок начинает узнавать самого себя, глядя в зеркало.

Важность этого события для нас состоит в том, что мы вслед за Лаканом, пытаемся искать и вернуть психоанализу утраченные позиции и его настоящий смысл. Появление Лакана в психоаналитической среде знаменовало собой продолжение истории фрейдовского психоанализа. На мой взгляд, именно в наше время и именно в нашей стране лакановский призыв вернуться к Фрейду имеет особую актуальность.

Ведь, очевидно, что психоанализ необыкновенно популярен на нашей территории, можно сказать, что он вызывает к себе не имеющий аналогов интерес, и, совершенно неважно проявляется ли такой интерес в форме критики или в форме намерения использовать в работе психоаналитический метод, — и те и другие попытки, часто оканчиваются неудачей, так как именно отсутствие традиции, и возможности постигать фрейдовскую мысль, характерно для отечественного психоанализа.

Нужно признать, что после Фрейда Лакан, стал наиболее значительной и яркой фигурой в психоанализе. Его по праву можно назвать одним из самых ярких мыслителей века и, хотя Лакан подчеркивал, что он психоаналитик, обращается к психоаналитикам и говорит о психоанализе, его теории оказались востребованными и в этике, и в политике, и в эстетике, и в философии, и в критике.

Понятие «мимесис» широко используется в современных Бегство, стремление исчезнуть, спрятаться, агрессия, вспышки страха и злобы и тому социальных приложениях (В. Райх, Ж. Лакан, Р. Жирар) основной акцент.

Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы [] Руднев Вадим Петрович Тот факт, что Бетти хочет стать актрисой, мечтает о славе кинозвезды, о сладкой жизни и т. В определенном смысле эту гипотезу несколько лет назад высказал в устной беседе Александр Сосланд Символическое соответствует Суперэго, Воображаемое — Эго, а Реальное — . Но Реальное — это гораздо больше, чем , это скорее Бессознательное в целом. Вот это и есть Реальное — шизофренический бредово-галлюцинаторный комплекс, в котором проглядывает настоящая Истина, как об этом писали Отто Ранк и Мишель Фуко [Ранк, ; Фуко, ] см.

В фильме Линча Реальное воплощает, конечно, Рита. То есть лакановская интерпретация шизофренического в принципе во многом та же, что и у нас:

ЛАКАН это:

Переход к акту рассмотрен им уже в совершенно иной логике: Именно этот перевод мы находим в русской версии словаря Лапланша и Понталиса. В этом словаре существует две статьи в отношении данного понятия. Лакан использует две оси - ось движения и ось трудностей. Лакан выделяет три способа остановки действия:

Центральное понятие теории Ж. Лакана «объект а» воплощает страха, скорби и т.д., как создание специфического измерения будущего, прошлого.

Введение в Лакана ПРОЛОГ Короткие рассказы этой небольшой книги представляют собой введение в теории Жака Лакана, можно сказать, самого знаменитого психоаналитика после Фрейда, мыслителя, на которого сегодня, в начале века ссылаются философы и кинокритики, психиатры и культурологи, социологи и этнологи. После Фрейда лишь Лакану удалось вызвать подобное уважение, такую же страстную любовь и ненависть окружающих.

В психоаналитической среде со времен Фрейда только Лакан стал объектом Великого Переноса. Эта книга — введение в его учение. В течение многих десятилетий творческой деятельности Лакан разрабатывает различные теории душевной жизни человека. Однако дело не только в том, что теорий много, но также и в том, что практически каждая из них безгранична, в том числе и в разносторонних отношениях с другими теориями. Формат введения предполагает насильственное ограничение распутывания этих самых отношений.

Подобно Фрейду, Лакан постоянно возвращается к одним и тем же вопросам, пересматривает их и перестраивает свои конструкции. Так что рассказы этой книги должны представить движение мысли, эволюцию взглядов. Причем, эволюция эта отнюдь не представляет собой поступательного, хронологического развития от простого к сложному, от непонятного к понятному.

Введение в Лакана

С по год читал ежегодные семинары в Париже, осуществив значительное влияние на французских интеллектуалов в е и е годы, особенно постструктуралистських мыслителей. Его интердисциплинарное учение основывается на теориях Фрейда и включает такие понятия как бессознательное , комплекс кастрации, Его ; идентификация ; и язык как субъективное восприятие. Теории Лакана относят к критической теории, литературоведения, философии и клинического психоанализа.

Оправданность использования психоаналитических поняти анализе ки психоанализа, как Фрейд и Лакан, выделяли роль языка в формиро- . мы будем использовать: расчлененное тело, страх перед двойником, же-.

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин Семинар о тревоге отмечает поворотную точку в развитии мысли Лакана с нескольких точек зрения. Во-первых, Лакан, ничего об этом не говоря, оставляет свою теорию о том, что бессознательное структурировано как язык. Также он прекращает попытки отождествить теорию Фрейда со своей собственной. Он развивает несколько новых оригинальных идей относительно тревоги, и некоторые из них представляют большой интерес, например, связь между кастрационной тревогой и нарциссизмом; другие же, такие как отрицание существования сепарационной тревоги, абсурдны.

Главная точка расхождения Лакана с Фрейдом, его неприятие внутреннего мира, также ясно проявляется на этом семинаре. Семинар о тревоге , проходил в течение —3 академического года. В году Лакан разразился неистово полемическим манифестом, доказывая, что ведущие деятели Международной психоаналитической ассоциации МПА — Хартманн, Крис и Левенстайн —неправильно трактовали подход Фрейда, и его собственные оригинальные идеи о структурном тождестве между психоанализом, лингвистикой и антропологией являются возвращением к истинному подходу Фрейда, до настоящего времени понимаемого неправильно из-за торопливых прочтений и плохих переводов.

В этом манифесте он также выдвигает обоснование своей наиболее спорной инновации, практики коротких сеансов переменной продолжительности. За год до этого семинара, в августе го, ФОП была признана в качестве группы изучения , и проводились активные международные переговоры касательно ее принятия в качестве полноправного члена МПА на Конгрессе в году.

Лакан Ж. Стадия зеркала

Психоаналитическая школа Психоаналитическая школа — объединение психоаналитиков, близких по своих теоретическим взглядам, клинической технике и этическим принципам. В силу того, что аналитическое знание не может развиваться и распространяться через университетскую, научную или медицинскую систему, школа является оптимальным образованием, в котором — через личный анализ, семинары, картели и клинические ателье — возможно обнаружение знания в его субъективном измерении, исключающее простую передачу от учителя к ученику.

Отличительной особенностью школы является дискурс, содержащий не только теоретические выводы, но и предполагающий особое отношение к субъекту в аналитическом процессе, собственную технику психоанализа и способ осмысления клинического материала и формы работы с ним.

Правообладателям Этика психоанализа(), Лакан Жак Понятие это весьма проблемное, и у тех из вас, кто размышляет над сказанным . То, что Фрейд в конце концов отнес к разряду сигналов даже страх, само по себе .

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой? Место автора эпиграфа на этот раз занял не психоаналитик, а философ: Отношение свободы к вине есть тревога, поскольку свобода и вина все еще остаются возможностями. Однако когда свобода таким образом, со всей своей страстью, требовательно и пристально всматривается в самое себя, желая при этом держать вину на расстоянии, чтобы ни одной ее частички нельзя было обнаружить в самой свободе, она не может перестать также пристально вглядываться в вину, и само это пристальное вглядывание есть двузначный взор тревоги, точно так же как отказ внутри возможности есть желание.

Сёрен Кьеркегор, Понятие тревоги , г. Чуть дальше мы увидим, почему. Но требует ли удара молотком, пусть и золотым, все, что нас окружает? Избежать узости мышления, обогатить восприятие и расширить понимание метода могут знания из сфер лингвистики, антропологии, религиоведения, философии Происхождение слова и использование термина: Что касается фр.

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе»

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции . На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом.

Она призвана указать на то, что пространство человеческой субъективности конституируется в поле некоторой Абсолютной субъективности. Но одновременно он находит и нечто значительное у Декарта.

Начертанная Лаканом картина субъекта — того, что мы обычно называем ego психоаналитическую теорию без ссылки на понятие самости или ego 1. .. Отсюда — то внутреннее напряжение, чувство страха.

В отличие от экзистенциалистов, Лакан не вынес понятие об утраченном за пределы психического. Экзистенциалисты, исследуя феноменологию тревоги, ушли в социальный дискурс, призывая к ответственности за страх, и связывая тревогу с понятием внешнего и внутреннего мира . Это и было их ответом на вопрос: Понятие ответственности позволило циклично соединить вопрос и ответ: Лучано - не брат короля, а племянник - как сам Гамлет; Лучано одет в точности как Принц Датский.

Когда же представляется реальная возможность отомстить королю, Гамлет, словно понимая новую, более сложную и увлекательную задачу, не делает этого шага. Тревога оказалась в шаге от объекта желания. К той же идее желания в свое время пришли и экзистенциальные психологи, связав ответственность с желанием взять эту ответственность, присвоить ее. Но, похоже, что в результате присвоения неизвестного до поры желания, субъект приходит к какой-то точке психического, в которой его состояние невозможно описать во фрейдовской топике, понятиях Я и Сверх-Я.

Эта воображаемая идентификация с образом подобна той, в которой Гамлет узнал самого себя на сцене, в роли Лучано. Но также это идентификация с объектом желания.

Структурный психоанализ Жака Лакана

Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , алаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан . Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии.

Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектар и включает несколько строений - зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения.

Понятия страха и ужаса можно разграничить следующим образом: страх может быть преодолен, т. е., согласно Ж. Лакану, он поддается символизации.

Смотреть полностью Структурный психоанализ Ж. Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного нарциссизма и комплекса кастрации. Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка по аналогии с триадой фрейдовской первой топики.

Реальное — это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами гештальтами. Ярким примером этого процесса является узнавание себя в зеркале: Лакан доводит свои мысли до радикального вывода:

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ

Главная Психоанализ Лакан Ж. Теперь вы можете получать деньги, добавляя книги на наш сайт. Подробнее об этом читайте здесь.

В отличие от Фрейда Лакан отмечает, что страх выполняет спекуляциям и записать понятие «тревоги» за психоанализом, обособив.

Чувство жуткого вселяет в нас не то, что нам незнакомо или чуждо, а то, что было нами пережито, но затем вытеснено в область бессознательного. Говоря о жутком, мы оказываемся в той точке, которая находится на пересечении двух кругов: Эта работа поможет нам прояснить некоторые позиции современного искусства. Мы конструкторы той реальности, которая к нам затем возвращается в качестве некой реальности. Современное искусство и современная фотография в большей степени пытаются совладать с теми травмами, которые сопутствуют рождению и становлению человеческого субъекта.

И это рождение и становление человеческого субъекта сопровождается не только радостью, счастьем и весельем, но и тем аффектом, который Фрейд называет разменной монетой всех аффектов: Фрейд говорит о том, что любой аффект — любовь, вина, ревность — в любой момент готовы трансформироваться и превратиться в страх. Фрейд выделяет из страха некоторую область, которую называет областью жуткого.

Жуткое — это одна из форм проявления страшного, одна из форм проявления страха. В каком-то смысле я бы сказал, что нет такого искусства, которое не было бы жутким. То есть если все доводить до крайности, то любое искусство, даже если это прекрасная картина Ренуара или замечательная фотография Мэпплторпа, так или иначе содержит в себе фигуру жуткого. Здесь мы видим фигуру удвоения: И в том и в другом случае мы сталкиваемся с фигурой удвоения, которая уже содержит в себе идею жуткого.

Slavoj Zizek. Lacan’s four discourses and the real. 2014